Фрагмент для ознакомления
2
Раскрытие понятие имиджа образовательного учреждения
в менеджменте
Термин «имидж» сегодня получил широкое распространение во всем мире и прочно вошел в лексикон современного человека. Термин в широ-ком смысле применяется к различным объектам, которые становятся предметом социального познания: к личности (личный имидж), компании (корпоративный имидж), социальному статусу (политический имидж), представителям различных профессиональных групп (имидж учителя), образованию (имидж выпускника Гарварда). а также - к бренду («Мерсе-дес» - это не просто автомобиль!), к предметам роскоши (образ бриллиан-та), к индивидуальным потребительским свойствам материальных объек-тов - к образу качества.
Слово «имидж» происходит от английского Image, которое имеет не-сколько значений: образ, идол, подобие, метафора, символ. Однако чаще всего слово «изображение» используется в английском языке в значении «изображение». Термин «имидж» возник на Западе в 50-х годах ХХ века. И изначально он использовался в сфере рекламы. Затем, в 60-е годы, тер-мин снова активно используется в сфере предпринимательства как основ-ное средство психологического воздействия на потребителя [12].
Позже понятие имиджа стало основным элементом теории и практи-ки связей с общественностью и прочно вошло в политическую и обще-ственную жизнь. В России понятие «образ» стало предметом общественно-го внимания и научного анализа только в конце 20 века, в то время как существовала слепая копия западных алгоритмов решения этой проблемы. Одним из первых, кто ввел понятие «образ» в русскую литературу, был отец Феофанов. В своей работе «США: реклама и общество», вышедшей в 1974 году, он рассматривает имидж как основное средство психологиче-ского воздействия рекламодателя на потребителя. Другими авторами, чьи работы были посвящены той же теме, имидж также рассматривался как средство манипулирования массовым сознанием. В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки в области имидж-мейкинга, посвященные психологическим аспектам формирования инди-видуального имиджа (Е.И. Манякина, Р.Ф. Ромашкина, П.С. Гуревич, Е.В. Гришунина, В.Д. Попов, Ф.А. Кузин, Б.Г. Ушиков, И.А. Федоров, В.М. Шепель и другие). Сейчас в российской науке формируется такое направ-ление, как новая отрасль имагологии. Вопросам имиджа посвящен ряд научных работ зарубежных авторов (А.А. Калюжный, А.Л. Бусыгина, А.Я. Понасюк, И.В. Крискунова, А.Б. Хедняков, В.М. Шеппель и др.). В настоящее время понятие «имидж» широко используется в различных об-ластях знаний: психология, философия, социология, культурология, поли-тология, экономика и т. д.
Категория имиджа интерпретируется как «иррациональное отраже-ние идей, чувств, оценок, ассоциаций, формирующее сильное субъективное восприятие реальности»; «совокупность оценок, идей и чувств, субъектив-но воспринимаемых конкретным человеком или группой людей и являю-щихся основой представлений о самом себе». Подчеркивается тот факт, что имидж - это субъективная категория, связанная с условиями его фор-мирования и обязательной оценкой обществом.
Другая интерпретация термина «образ» основана на бинарной оппо-зиции вербально–визуального образа. К таким определениям относится интерпретация Э. Сэмпсона, который заметил, что личностный имидж - это отражение, образ человека. Автор подчеркивал, что у человека не мо-жет быть образа: независимо от нашего желания, окружающие нас люди видят то, что мы сами хотим показать. Автор предлагает, с одной сторо-ны, рассматривать изображение как рекламу – внешнее изображение ре-кламирует то, что находится внутри.
Обещание, что внешний имидж обеспечит навыки, компетенции и ценности, которые он продвигает. Аналогичную позицию можно увидеть в работах Л. Брауна, который под имиджем понимает внешность, постав-ленный голос, умение держаться, выступать перед публикой, вести диалог. Эти определения невербальны по своей природе. Р. Дентон и Дж. Вудворд определяют образ как набор характеристик, которые люди ассоциируют с определенной личностью. В свою очередь, Б. Джи, который исследовал имидж компании в целом и ее сотрудников в частности, интерпретирует его как воплощение стандартов обслуживания и качества продукции, ко-торые сформировались в представлении потребителей [18].
Представляет интерес интерпретация термина «изображение» в за-падной научной и энциклопедической литературе. Аналогичные точки зрения можно найти в словарях Мерриам-Вебстера, Лонгмана и Макмил-лана. В этих словарях изображение рассматривается как изображение, со-зданное с помощью камеры, зеркала и т. д. В словаре Мерриама-Вебстера имидж - это мысленный образ, то есть мысль о том, как выглядит или мо-жет выглядеть вещь или идея кого-то или чего-то. Интересно применять этот подход не только к отдельным людям, но и к результатам преобра-зующей деятельности. Хотя авторы рассматривают изображение как идею, представление, они сосредотачиваются на визуальной стороне изображе-ния. В словаре Лонгмана эта категория также называется общественным мнением о человеке, организации, продукте и идеей о чем-то, о ком-то. Однако в этих определениях внутренние и процедурные аспекты изобра-жения исключаются из рассмотрения. В словаре Макмиллана образ, в свою очередь, также определяется как мнение о человеке, компании, наме-ренно созданное другими людьми.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова, Е. А. Школа с «изюминкой» [Текст] / Е. А. Александрова // PR в образовании. – 2003. - № 3. – С. 98 – 104
2. Ананян А.Э., Чумакова Н.А. Значение управленческого анали-за в современных условиях развития экономики // В сборнике: Экономиче-ская наука в XXI веке: проблемы, перспективы, информационное обеспе-чение: Международная научно-практическая конференция студентов, ас-пирантов, магистрантов и преподавателей. / Под ред. Ю.И. Сигидова, М.А. Коровиной, А.В. Чухнова. – М., 2014. - С. 280- 285.
3. Антоненко А.В. Формирование имиджа организации // Моло-дой ученый. – 2017. – №9. – С. 387.
4. Апраксина, М. В. Имидж воспитателя дошкольного учрежде-ния как педагогическая проблема [Текст] : автореф. Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / М. В. Апраксина ; Институт повышения квалификации и пере-подготовки работников народного образования Московской области – Москва, 2000. – 24 с.
5. Варданян, М. Р. Имидж педагога как фактор здоровьесбереже-ния субъектов образовательного процесса в основной школе [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / М. Р. Варданян ; ТГПИ им. Д. И. Менделеева – Тобольск, 2007. – 197 с.
6. Даниленко Л. В. Менеджмент имиджа образовательного учре-ждения [Электронный ресурс] // URL:
7. Захаров А.Н., Зокин А.А. Конкурентоспособность организа-ции: сущность, методы оценки и механизмы увеличения // Бизнес и банки. – 2015. – № 1–2. – С.14-19
8. Зуева Е. И. Подходы к формированию имиджа образователь-ного учреждения [Электронный ресурс] // URL: aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2002/zueva.html (дата обращения 29.10.2023).
9. Имидж как социально-психологический феномен [Электронный ресурс] // URL: http://www. Revolution.allbest.ru (дата обращения 29.10.2023).
10. Калюжный, А. А. Психология формирования имиджа учителя [Текст] / А. А. Калюжный. – М .: ВЛАДОС, 2004. – 222 с.
11. Карпов, Е. Б. Имидж в образовании [Текст] / Е. Б. Карпов // PR в образовании. – 2003. - № 6. – С. 40 – 50.
12. Козьяков Р. В. Корпоративный имидж учебного заведения [Текст] / Р. В. Козьяков // PR в образовании. – 2005. - № 1. – С. 108.
13. Лазаренко И. Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество [Электронный ресурс] // Педа-гог. 2000, № 9. // URL: www.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog_9/stat8.html (дата обраще-ния 29.10.2023).
14. Лернер, П. С. Векторы реформирования содержания и имиджа общего, среднего и профессионального образования [Текст] / П. С. Лернер // PR в образовании. – 2006. - № 2. – С. 46 – 48.
15. Лернер, П. С. Имидж средней школы: восприятие, ожидание [Текст] / П. С. Лернер // PR в образовании. – 2004. -№ 1. – С. 42 – 69.
16. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность. – М.: Издатель-ство «Альфа-Пресс», 2015. – 160 с.
17. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального разви-тия учителя [Текст] : учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений / Л. М. Митина. – М . : Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.
18. Ногих Ю.Р. Имидж как фактор успешности в бизнесе // Моло-дой ученый. – 2016. – №26. – С. 597.
19. Панасюк, А. Ю. Я – ваш имиджмейкер и готов сформировать ваш профессиональный имидж [Текст] / А. Ю. Панасюк. – М . : Дело, 2003. – 240 с.
20. Перелыгина, Е. Б. Психология имиджа [Текст] : Учебное посо-бие / Е. Б. Перелыгина. – М . : АспектПресс, 2002. – 223 с.
21. Петрова, Е. А. Имидж специалиста – имидж организации – имидж профессионального образования в России [Текст] / Е. А. Петрова // PR в образовании. – 2003. - № 4. – С. 104–105.
22. Пискунов, М. С. Имидж образовательного учреждения: струк-тура и механизмы формирования [Текст] / М. С. Пискунов // Мониторинг и стандарты в образовании. -1999. - № 5. – С. 45 – 51.
23. Пискунова, Т. Н. Условия и факторы формирования позитив-ного имиджа общеобразовательного учреждения [Текст] : дис. … канд. психол. наук : 19.00.13. / Т. Н. Пискунова ; Рос. Акад. Гос. Службы при президенте РФ. – Москва, 1998. – 148 с.
24. Профессиональный имидж и особенности его проектирования [Электронный ресурс] // URL:http://www.conf.nkras.ru (дата обращения 29.10.2023).
25. Сидорова, А. С. Имидж как условие управления качеством по-ликультурного воспитания в дошкольном учреждении [Текст] / А. С. Си-дорова // Региональный подход к поликультурному образованию детей и молодежи: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под. Ред. Е. В. Клюевой, Т. В. Наумовой. – Арзамас, Арзамасский филиал, 2016. – С. 518 – 522.